Возникновение религиозного радикализма и экстремизма, как и основная проблема профилактики экстремизма и терроризма представляет собой наличие особого экстремального мышления, построенного на крайних религиозных убеждениях.
Основа религиозного радикализма и экстремизма привязывается к определённым фундаментальным принципам религиозных учений, в корне неправильно выраженных, что по сути своей,наоборот, противоречит исходным религиозным принципам.Данные взгляды формируются не сразу. Та или иная религиозная община или определённая часть населения, обусловленная, как правило, социально-экономическими проблемами или характерным политическим режимом в своём месте проживания, находит отражение своих желаний и стремлений в неких принципах религиозного учения, религии, близкой их культуре и традициям, но с явно выраженным антагонизмом к существующей социальной и политической системе. Это даёт представителям данной части общества мыслить маргинально, нарушая устоявшиеся границы общественного мнения, что приводит к форме своеобразного инакомыслия, усугубляемым доведёнными до фанатизма убеждениям, не признающее иные взгляды и мнения, отличные от данных.
Построенное на этом мышлении мировоззрение в подавляющем большинстве своём переходит в более радикальные свои формы, часто нарушающие не только нормы морали, но и права, приводя к административной или уголовной ответственности и таким образом приобретая экстремистскую сущность. Завершающей, крайней формой экстремизма является терроризм, представляющий собой практическое исполнение радикальных и экстремистских убеждений и выражающийся в насильственных действиях против гражданского населения, что проявляется в тяжких и особо тяжких видах преступлений.Исходя из этого, основа современного радикализма и экстремизма, равно как и основная проблема профилактики экстремизма и терроризма напрямую связаны с наличием идеологической, а именно религиозно-идеологической составляющей.Поэтому, не разобравшись с основами религиозных убеждений,данную проблему полностью решить невозможно – так как с идеологией нужно бороться посредством самой идеологии. Только поняв сущность идеологического экстремизма, можно решить проблему религиозного терроризма и искоренить её полностью.
На основание сказанного является необходимым построение концепции противодействия экстремизму и терроризму, где, помимо зарекомендовавших себя эффективных методов борьбы и профилактической работы, будет включено развитие правильной идеологии и идеологического воспитания среди населения, в особенности среди религиозной его части.В данном случае за основу представляется исламская модель проживания мусульман в неисламском обществе, что выражается главным образом в правильной интеграции мусульманского населения в светское государство, став его полноценной и полноправной частью, сохранив свою религиозную идентичность.Таким образом, мусульманское население светского государства, как на уровне индивида, так и на уровне общины не будет изолировано от остального общества, ограничиваясь своей определённой жизненной средой и отвергающая имеющиеся общественные и правовые нормы, и в то же время не будет ассимилировано, растворяясь в чуждых мусульманам общественных формах, принимая неисламские взгляды и убеждения.

