И у людей появилась надежда…

Умар ЯКИЕВ, журналист

Первое печатное слово на чеченском языке в Дагестане появилось в свет в далекие тридцатые годы прошлого столетия.
Это была всего одна страница в тогдашней Хасавюртовской газете «Коммунист». Редактировал ее в течение шести лет (1933 – 1939 годы) Абдулкадыр Шахбазов.
После выселения вайнахов (чеченцы и ингуши) на тринадцать долгих лет в Казахстан и Киргизию, в Дагестане не только забыли о нашем народе, но в спешном порядке началась целенаправленная кампания переименования населенных пунктов, улиц, районов на новый лад, перекраивание границ между районами… Кому — то уж очень хотелось, чтобы нас не вернули к родным очагам.
Не пойму, чем они руководствовались, строя свое личное благополучие на чужом несчастье? Живя в наших домах, пользуясь нашим добром, молясь в наших мечетях… Интересно, о чем они просили Всевышнего Аллаха? Оставим все это на Судный день. Аллах рассудит всех и по справедливости. Он, безусловно, воздаст каждому по заслугам. Его суд превыше всего!
И даже по возвращению чеченцев, у себя, в Дагестане, нам не только не вернули родные села, их исторические названия, но и всячески чинились препятствия в изучении чеченского языка в школах. Дети вынуждены были до пятого класса учиться на кумыкском, аварском, лакском языках (?!).
И руководство тогдашнего Дагестана считало это в порядке вещей. С них никто и нечего не спрашивал. А письма и обращения представителей нашего народа в Москву, бумерангом возвращаясь к республиканским чиновникам, усугубляло и так незавидное положение чеченцев на местах. Авторов писем и обращений преследовали, наказывали по партийной линии, снимали с работы…
Только в 1964 году на базе объединенной газеты «Дружба» стал выходить дубляж «Доттаг1алла» (форматом А-3–2), то есть «двухполоска». Редактором ее был Багаудин Мантиков, корректором и наборщиком — Ахмед Герзалиев. Вся проблема была в том, что публикации шли один в один (в дубляже) и, естественно, о проблеме необоснованно высланных чеченцев и восстановлении исторической справедливости к ним в них и речи не могло быть…Кто позволит? Народ у себя дома оказался на правах пасынка.
Правда, по мере возвращения чеченского населения руководство Дагестана, учитывая необходимость занятости населения, построило швейную фабрику, завод ЖБИ, консервный завод, мебельную фабрику, ПТФ «Хасавюртовская». Создали совхозы имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова, «Дружба» в селе Новосельское и т. д. Парадокс весь в том, что только на мебельной фабрике (Залимхан Якиев) и в Нурадиловском совхозе (Абдусамад Баймурадов) были руководителями, а на остальных предприятиях, даже в составе ИТР не было чеченцев. А на бумагах, что отправлялись в Москву, все делалось для чеченцев, выполнялась чуть ли не каждая их прихоть.
Несмотря на все сложности и имеющиеся проблемы, жизнь, казалось, налаживалась. Самоотверженным трудом талантливые строители Э. Исмаилов, З. Хакимов, М. Шамилов, М. Атиев, Х. Бичиев и многие другие самоутверждались в своих коллективах. Пользовались заслуженным уважением и почетом. Но им не давали работать. Лишали всякой перспективы. А некоторые оставались не востребованными в родной республике. Именно по этой причине они вынуждены были уезжать из Дагестана в поисках лучшей доли. Неимоверно тяжело приходилось интеллигенции.
Молодежи не давали учиться в ВУЗах, даже в техникумы и училища поступать была большая проблема. У нас не было ни актеров, ни писателей, ни поэтов, ни ученых…
Выходцы из Хасавюрта достигали творческих и профессиональных высот за пределами Дагестана: Хамур Ахмедов (шу марша), талантливый художник, был председателем Союза художников ЧИ АССР. Только после двух чеченских войн с большим трудом ему было присвоено по праву полагающееся звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Величайший талант композитора Зайнди Чергизбиева из Юрт–Ауха тоже был оценен только в Чеченской Республике. В свое время он возглавлял Союз композиторов ЧИ АССР. Полковник Самаил Темербиев (военный журналист) так и не смог найти работу в республике. Состоялся как специалист в газете «Красная Звезда» и в журнале «Родина». К большому сожалению, жизнь его трагически оборвалась.
Свое достойное место в этом ряду занимают наши земляки: актер Мурат Умаев, языковед, доктор филологических наук Исраил Арсаханов (шу марша), кандидат исторических наук Хаджи Хизриев из Бамматюрта, журналист и общественный деятель Руслан Караев из Байрам-аула. И другие. Их много по всей России, а теперь и за пределами нашей огромной страны.
В условиях новых демократических преобразований (в начале лихих 90–х), имевших место в стране, значительно изменилось отношение к чеченцам в родном Дагестане: впервые шесть представителей нашего народа стали депутатами Верховного Совета ДАССР — Джумахан Умалатов, Нуради Пашаев, Имампаша Чергизбиев, Султан Антаев, Абубакар Сайдулаев, Мовлади Соипов. А в высшем законодательном органе России интересы чеченцев Дагестана представлял опытный юрист Султан Джамалдинов (шу марша). Он вместе с депутатами других репрессированных народов (карачаевцы, ингуши, балкарцы, калмыки, немцы Поволжья) был не только инициатором принятия гуманнейших ФЗ «О реабилитации репрессированных народов» и «О реабилитации жертв политических репрессий», но и одним из авторов этих документов.
Сегодня среди дагестанских чеченцев академики Д. Айдамиров, Р. Шаипов (шу марша), доктора наук С. Умаров (Махачкала), В. Ханалиев (Москва), А. Абуханов (Новочеркасск); кандидаты наук Р. и А. Асхабовы, И. Матаев (шу марша), Х.–А. Алибиев, А. Адильсултанов, М. Милиева, А. Абдулкеримова, З. Пашаева, А. Исмаилова, А.Гасанова и другие.
В многонациональном Дагестане о проблемах одного из коренных народов – чеченцев, СМИ не писали и не говорили. Республиканское радио на чеченском языке (функционирует с 1982 года) пыталось хоть как–то обозначить их, но этого было недостаточно. Назрела острая необходимость в своем печатном органе. В газете, другими словами.
И вот, наконец–то, 2 августа 1990 года такой день настал. Чеченцы, являясь коренным народом, получили первый номер родной газеты «Халкъан Аз». Это было событие, аналогичное тому, когда в годы депортации в Алма–Ате вышла в свет газета «Къинхьегаман Байракх». Тогда соскучившиеся по родным краям и любимой речи люди плакали, не стесняясь своих слез. Так было и на сей раз. Ведь народ ждет восстановления Ауховского района и возвращения на свою историческую родину по сей день.
Начинать с нуля всегда трудно, но и неимоверно интересно. Нам удалось обнародовать огромное количество архивных документов. Это стало возможным благодаря позитивному отношению к нашему народу руководства Дагестана. Ветер перемен, наконец, коснулся и нашей республики. У людей появилась надежда, что справедливость восторжествует.
Иногда некоторая часть читателей и представители власти нас критикуют за то, что многие публикации выходят на русском языке. Но есть и те, у кого мы находим поддержку и понимание. Соглашаясь с теми и с другими в порядке информации, но не в коем разе, чтобы оправдать себя, отмечу: откуда нам было взять специалистов по родному языку, тем более, в самом начале становления газеты? Ведь чеченский язык в школах Дагестана полнокровно стали изучать только в 1978 году (?!). В сельских школах он преподавался, а в Хасавюрте, как уже отметил, в начале 80- х…
И еще. Важно было донести до общественности суть наших многолетних проблем: восстановление Ауховского района, возвращение исторических названий нашим селам, кадровая и социальная политика, территориальная и материальная реабилитация всех чеченцев Дагестана. А живем–то мы в многонациональной республике. Значит, сколько бы мы не писали на родном языке, обо всем этом никто и никогда не узнает о нашей боли и наших чаяниях. Как говорится, палка всегда о двух концах. Это аксиома.
Газета «Халкъан Аз» систематически работала над формированием объективного общественного мнения и позитивного имиджа в регионе и в республике о событиях, происходящих в городе Хасавюрт, одноименном районе, в местах компактного проживания чеченцев на всей территории республики и узах дружбы с соседней ЧИ АССР.
Жестко, принципиально и своевременно реагируя на все факты проявления экстремизма, сурово осуждали их в своих публикациях. Так, в августе–сентябре 1999 года, после вторжения международных бандформирований на территорию Дагестана, газета одной из первых выступила с призывом единым народом встать на защиту своих родных очагов и целостности Дагестана.
Именно нашему журналисту (Умару Якиеву) в те тревожные дни удалось–таки встретиться и взять интервью у Президента ЧР Ичкерия Аслана Масхадова. Но, к большому сожалению, руководство Дагестана посчитало не нужным дать его и в печать, и в эфир. Пусть все это останется на совести тех, кто в ту пору «рулил», а, точнее, мешал это делать руководству республики.
По этой причине была сорвана тогда и встреча глав двух сопредельных республик – Магомедали Магомедовича и Аслана Алиевича. А она, несомненно, на многое пролила бы свет. И жертв по обе стороны Аксайки было бы значительно меньше. Может, не было бы и второй войны уже против всей России, которую объявили ваххабиты и международные террористы.
Более того наша газета задолго до вторжения международных банд на территорию Дагестана опубликовала статью «Война начнется в октябре». А затем дали открытые письма на имя Председателя Госсовета РД М.М. Магомедова и Президента ЧРИ А.А. Масхадова, предупреждая о готовящейся авантюре. «Халкъан Аз» (будучи региональной газетой) еще в сентябре 1998 году выступила с осуждением воинствующего ваххабизма (статья «Нация и ее приоритеты»).
И все же так получалось, что за свою принципиальность, честность и объективность, открытость и оперативность газета попадала под перекрестную критику руководства республики и отдельной части населения, местных чиновников. Редактор газеты (З. Дж. Аблиев), помимо официальных предупреждений, с автором смелых и достоверных публикаций получали выговоры. Но мы не падали духом. А продолжали работать по принципу: «Нас бьют, а мы крепчаем!».
Так и зародилась идея, что и у нас, у чеченцев, как и у других титульных народов, должна быть своя республиканская газета.
«А почему бы нет?» — размышляли мы. И в результате этих рассуждений появилось в свет Письмо–обращение в адрес Председателей Госсовета, Народного Собрания и Правительства республики.
Оргкомитет по восстановлению Ауховского района и творческий коллектив газеты «Халкъан Аз» («Голос народа») от имени чеченцев Дагестана просит Вас рассмотреть вопрос о придании газете республиканского статуса и стать ее учредителями.
Принятие такого решения считаем необходимым по следующим основаниям:
Почти стотысячный чеченский народ в Дагестане не имеет своей административно–территориальной единицы и республиканского печатного издания, хотя он по Конституции РД и является одним из коренных (титульных) народов республики.
В городе Хасавюрт, где издается наша газета, выходят в свет еще четыре издания (на русском языке — «Дружба», «Хасавюртовский вестник» — на кумыкском «Къумукъ тюз», на аварском «Насихат», финансирование которых не под силу городскому бюджету, в результате чего срывается периодичность газет.
Придание газете статуса республиканской позволит без искажений и объективно донести до дагестанского читателя позицию народа по всем направлениям общественно–политической жизни республики.
Учитывая эти и другие обстоятельства, просим Вас стать Учредителями газеты «Халкъан Аз» («Голос народа») с приданием ей статуса республиканского печатного издания форматом А-З–8, (восемь полос) с периодичностью выхода один раз в неделю, на чеченском и русском языках.
Председатель ОК
по восстановлению
Ауховского района М.З. Соипов

Редактор газеты «Халкъан Аз» («Голос народа») З. Д. Аблиев»

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля