«Ты заслужила памятник алмазный на постаменте золотом…»

Есть у нас семьи, с которых хочется, да и следовало бы брать пример. И знамениты они не богатством, роскошью, а обыкновенным бытом, микроклиматом, если хотите, который, как известно, присутствует не у всех. Не секрет, что самая большая ответственность в семье ложится на хрупкие плечи женщины. Она – мать, сестра, дочь, жена. Каждый из этих статусов обязывает ее быть хранительницей домашнего очага, любящей сестрой, нежной дочерью и верной женой. Она – опора и надежный тыл мужчин, что бы ни говорили о сильной половине человечества.
День чеченской женщины… По логике, все 365 дней должны были бы принадлежать ей. Но в повседневной жизни нам не хватает времени обнять по утрам маму, похвалить сестру, приласкать дочь и поблагодарить жену за уют в доме. Да мало ли за что можно быть признательным нашим женщинам!
Слова, взятые мною в эпилог, очень точно передают все чувства к Ее Величеству — Женщине.
Любые столкновения, войны, даже природные катаклизмы проходят через сердца слабой половины человечества. Сколько горьких слез чеченских женщин впитало в себя одно село Зандак, сожженное во время Кавказской войны восемнадцать (!) раз! Дади-юрт, из которого были вывезены в рабство молодые женщины и девушки, прославила самая смелая и решительная Альбика, бросившая клич: «Бросаемся в Терек, прихватывая с собой по одному солдату!». Они предпочли смерть в бурном Тереке издевательствам над собой и позору своих отцов, братьев.
Страшная ошибка правительства 1944 года легла тяжким грузом на плечи чеченской женщины. Это она, не имея возможности и силы хоронить, вынуждена была оставлять тела детей на станциях следования эшелонов. В телячьих вагонах, кроме голода у выселяемых был еще один, не менее злой и коварный враг, — холод. Это она выла волком над умершими домочадцами, чьи трупы после оттепели разгрызали голодные собаки в холодных степях Киргизии и Казахстана. Это она, не гнушаясь никакой работы, выживала наперекор всем ярлыкам, навешанным на нее и на весь ее народ. Это она отстаивала право жить на родной земле, вернувшись после 13 лет разлуки, где была очень нежеланна.
Это она с начала 90-х, когда годами не выплачивалась зарплата, «…рубила, возила, копала». А в две военные кампании на чеченской земле хоронила сыновей, считая это большим подарком судьбы, ибо были и есть до сих пор женщины, не знающие ничего о судьбе своих детей, отцов, братьев и мужей. Это чеченская женщина, подкупая, уговаривая военных, проникая в подвалы, переворачивала сотни трупов в поиске своих сыновей и мерзла в моргах Ростова-на-Дону, моля Всевышнего о помощи. И, не найдя…успокаивалась, появлялась надежда на то, что ее ребенок жив.
Я знаю и женщин, и мужчин, до сих пор ждущих своих детей, спустя многие годы. Это чеченская женщина умудрялась пройти через все преграды, блок-посты и выезжать за пределы Чечни «отовариваться» на рынках соседних республик, чтобы прокормить семью. Это она сумела договариваться, практически с врагами, приехавшими на Кавказ, чтобы убить ее и ее семью, выезжать, вылетать на их транспорте за самым необходимым. Это чеченская женщина восстанавливала разрушенные города и села Чечни – с надеждой на лучшее будущее, с болью, со слезами. Не от того, что мужчины прятались за спинами женщин. Наших мужчин можно обвинить в чем угодно, но только не в подлости и не в трусости.
Знаю, женщины всех народов испытывали на себе непомерную тяжесть. Помню и героинь Отечественной войны 1812 года, и декабристок, и жен солдат и офицеров, защищавших Брестскую крепость, разведчиц, и партизанок ВОВ, подвиги женщин на оккупированных немецкими фашистами территориях, о Хатыни, о блокадном Ленинграде…
Но трагедия чеченской женщины заключается в том, что все ее беды, горести воспринимались другими, как заслуженные, когда таких же женщин ее страны возносили, им сопереживали, сочувствовали. Мне далеко за 60… Я и раньше писала об этом, будучи пионервожатой в родной школе я, вместе со своими воспитанниками, оплакивала Хатынь, а о Хайбахской трагедии не знала ничего. Это ли не кощунство? Нам было запрещено оплакивать жителей этого маленького горного села, более того,даже знать об этом, потому что это было бесчинство наших советских солдат и офицеров.
Боль чеченской женщины во сто крат сильнее, потому что она защищала своим крылом детей, семью не от внешних врагов, не от французов, не от немцев, а от тех солдат и офицеров, которые в недавнем прошлом были «своими».
Все это маленькая толика того, что перенесла чеченская женщина – «кавказская француженка». Но она всегда выходила победителем, ведь на ней более высокая миссия – она дарует жизнь человечеству, которую, к сожалению, то же человечество отнимает без какого-либо сожаления. Злобно и жестоко. Как-будто жизнь — это изделие из пластилина, которое можно слепить снова и снова из того же материала…
О чеченской женщине можно и следовало бы написать целые поэмы, но я, завершая свои мысли, хочу опять обратиться к словам известного чеченского поэта Умара Яричева:

Не рассуждая о наградах разных,
Хочу сказать на языке простом:
Ты заслужила памятник алмазный
На постаменте – только золотом!

Руми Султаханова

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля