В чеченской столице до обидного мало памятников. Она и раньше не очень славилась мемориальными и монументальными скульптурными объектами, а после событий 1994-2004 годов вообще, кроме их руин, почти ничего не оставалось. Грустная и обескураживающая была картина.
Первым после разрушительных бомбардировок Грозного в 1994-м и 1999-2000 годах был уже через три-четыре года восстановлен мемориальный комплекс, посвящённый трём революционерам — Николаю Гикало, Асланбеку Шерипову и Гапуру Ахриеву, много лет служивший визитной карточкой Грозного. Сейчас эту почётную роль он уступил мемориальному комплексу Славы, расположившемуся чуть севернее от него. О нём я уже несколько раз писал раньше.
Следующим реанимировали памятник огнеборцам, погибшим при тушении пожаров от яростных налетов нацистских бомбардировщиков на Грозный 10-15 октября 1942 года. На чечено-ингушскую землю вражеский сапог так и не ступил, но авиационным атакам Грозным подвергался очень долго.
Создал этот памятник грозненский скульптор Руслан Мамилов, и он быстро по популярности занял второе место в городе. Восстановить-то восстановили. но потом забыли о нём и забросили. И только вмешательство прокуратуры , способствовало тому, что он накануне очередного празднования Дня победы восстановлен в своём первозданном виде.
Когда шла работа по присвоению Грозному звания «Город воинской славы», всплыли многие документы, свидетельствовавшие о героической защите его жителями и особенно пожарниками нефтяной столицы России и главного поставщика бензина, смазочных масел, дизельного топлива и авиационного керосина на фронта Великой Отечественной войны.
Тысячи имён героев той неизвестной войны самоотверженно, не щадя своих жизней, защищавших грозненских нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов так и остались неизвестными. Но в Чеченской Республике помнят и высоко чтят их выдающийся подвиг!
А в прошлом году. накануне 75-летия Победы в Грозном установили памятник, пожалуй, самому яркому Герою Советского Союза, пулемётчику Ханпаше Нурадилову, который, защищая Сталинград, уничтожил в общей сложности 920 гитлеровцев.
Кстати, это высокое звание ему было присвоено в том самом 1942-м году, когда на его Родине его земляки стояли намертво, спасая от всепожирающего огня стратегические объекты, обеспечивавшие оборонно-наступательную стратегию страны.
В те годы о нём писали все фронтовые газеты, о нём слагали песни, его ставили в пример всем остальным советским воинам…
Яростных скептиков прошу воздержаться от, может быть, и справедливых, но совершенно не уместных здесь реплик.