Махачкалинский морской торговый порт становится крупным хабом транспортного коридора «Север — Юг», который проходит через Дагестан и связывает Россию с Ираном, Индией, Китаем и другими странами. Порт начал перевалку контейнерных грузов из других стран. Первая партия прибыла из Индии. Сообщить об опечатке
Уникальность махачкалинского порта состоит в том, что он является единственным незамерзающим и глубоководным портом России на Каспии. В условиях санкций он стал важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем, другими странами этой части света. Первые заморские грузы уже прибыли в махачкалинский порт.
«Из Индии доставлен ферросилиций — специальный порошок для производства высокопрочных сплавов, который используется для производства чугуна, углеродистой, нержавеющей и электротехнической сталей. Груз весом более 24 тонн из Махачкалы по железной дороге доставят в промышленные центры страны. Подготовлена площадка для приема из Ирана 36 контейнеров-рефрижераторов со скоропортящимися грузами, в основном это овощи и фрукты», — рассказали «РГ» в пресс-службе порта.
По словам исполняющего обязанности гендиректора порта Рустама Керимова, грузопоток по международному транспортному коридору «Север — Юг» растет с каждым днем. Ранее порт специализировался на обработке в основном нефти, зерна и цемента. Сейчас началась переработка клинкера — промежуточного продукта при производстве цемента, разных видов плитки, соли и рыбы. В конце июля порт впервые приступил к перевалке муки — около четырех тысяч тонн было отгружено в страны Ближнего Востока.
Благоприятные перспективы порта отметил посетивший Дагестан Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в России Казем Джалали. Он рассказал, что Иран готов организовать транспортный коридор через Махачкалу для импорта товаров из третьих стран в Россию, а также для экспорта российского зерна, подсолнечного масла и другой продукции. Перспективы тут большие: к примеру, импорт цемента из Ирана за первое полугодие составил около 80 тысяч тонн, это почти на 40 процентов выше показателей 2021 года.
Дагестан сможет воспользоваться опытом Ирана в развитии морских портов на Каспии, — отметил глава республики Сергей Меликов.
«Иран открывает перед нами двери для того, чтобы мы могли позаимствовать его успешный опыт по развитию морских портов на Каспийском побережье с учетом санкционного давления, которое Иран испытывал за последние десятилетия», — сказал Меликов.
В махачкалинском порту рассказали «РГ», что транскаспийский маршрут будет использован не только для экспорта российских грузов, но и для отгрузки в страны Ближнего Востока товаров из третьих стран. Например, в этом месяце порт начнет перевалку удобрений от крупнейшего белорусского производителя в Иран