Интервью для информационно-аналитического журнала и портала «Интеллектуальные транспортные системы России» («ИТС России»).
Ризван Газимагомедов вступил в должность вице-премьера по вопросам промышленности, цифровизации и развития транспорта и дорожного хозяйства Дагестана в критически сложное время – 27 февраля 2022 года. Он поделился своим видением того, как перестраиваются транспортно-логистические цепочки республики, в каком положении оказались предприятия и как меняется транспортная система Дагестана благодаря внедрению современных технологий.
— Ризван Казимович, есть мнение, что кризис – лучше время для развития. Как считаете, это справедливо для Дагестана?
— В этом году наша жизнь поменялась: как и вся страна, республика перестраивает все отрасли экономики, логистические цепочки, взаимоотношения с предприятиями и партнерами. В частности, нарушение логистики у нас сказалось на предприятиях, выпускающих продукты для населения. Но где-то мы оказались вполне защищенными: например, практически все промышленные предприятия у нас ориентированы на работу с ОПК, и их комплектующие мало зависят от западного производства, а продукция сейчас крайне востребована. Ряд отраслей промышленности у нас «выходят из тени» и активизируются на рынке – это стекольная промышленность, производство стекловолокна и стекловаты.
В прошлом году у нас был второй показатель по СКФО по индексу развития промышленности – 105,8%. В этом году есть понятные сложности, но мы все равно останавливаться не собираемся: будем наращивать производство в текущих условиях. У республики есть прорывной проект кластерного производства (производство обуви) с центром в Махачкале, а далее в Каспийске, Буйнакске и поселках. Эта задача сейчас считается у нас одной из приоритетных: видим ее потенциал в создании 12 тысяч рабочих мест и в инвестициях до 6 млрд рублей. Нашим предприятиям АО «Азимут» и АО «ДНИИ «Волна» есть что предложить российскому рынку и в области программного обеспечения. Дагестан считают одним из лидеров IT-отрасли: партнеры открывают в республике свои филиалы, наши молодые ребята-разработчики работают в крупнейших городах России и руководят крупными филиалами.
— Насколько эффективен фонд развития промышленности в Дагестане? Субсидии, которые он выделяет, – это реальная поддержка для предпринимателей?
— Средства фонда – это внушительная поддержка для наших предприятий. Раньше за субсидиями обращались всего пять-шесть предприятий, а в недавних заявках уже 25 обращений. Мы готовы помочь всем: вы работайте честно и открыто, платите налоги, а мы поддержим субсидиями, поможем внести свою лепту в дагестанскую экономику. Сейчас у фонда 200 млн рублей собственной капитализации, в этом году республика вложила еще 75 млн капитализации. Пока что мы с существующими возможностями бюджета помогаем малому и среднему бизнесу, хотелось бы увеличить эту поддержку. Это важно, потому что в некоторых секторах отраслей экономики наши предприятия с выпускаемой продукцией занимают до 30% российского рынка. Например, в обувной отрасли поддержка фонда обеспечивает устойчивое потребление, спрос и предложение.
— У республики сейчас два крупных инфраструктурных проекта: строительство нового терминала международного аэропорта и реконструкция порта. Каковы шансы Дагестана превратиться в один из ключевых транспортно-логистических хабов?