Человеческая жизнь не есть прямая линия или отрезок времени от рождения и до последнего дня ухода в мир иной. Это, скорее, тире между двумя датами: рождения и смерти. Весь смысл жизни заключается, на мой взгляд, в том, какими событиями заполнит это самое «тире» сам человек. Есть люди, которые, прожив даже долгую жизнь, практически не оставляют после себя доброй памяти и конкретных дел, заслуживающих уважения. Это, наверное, тот случай, когда принято говорить: «Отряд не заметил потерю бойца». Печально и грустно. Но бывают и такие случаи. Ведь каждый человек живет по-своему. И никто из нас не вправе упрекнуть его в этом.
Но человек, о котором я буду говорить, к сожалению, уже в прошлом времени, прожил трудную, а временами драматическую жизнь. При этом до последних дней жизни оставался верным сыном своего народа, патриотом и интернационалистом, опорой для семьи, надежным другом и наставником для нас, своих коллег, журналистов, первой чеченской газеты в Дагестане. Говорю об этом со всей ответственностью и искренне. Безмерно благодарен судьбе, что она свела меня с таким замечательным человеком, как Басир Ахметович Абдрашитов.
В нашей газете «Халкъан Аз» («Голос народа») он занимал, казалось бы, незаметную, на первый взгляд, должность — переводчика. А на самом деле Басир Ахметович выполнял огромный объем работы: переводил материалы, писал статьи, корректировал газету. И, что удивительно, даже не имея высшего специального образования, он прекрасно владел и родным чеченским, и русским языками.
Однажды, уловив в моих глазах немой вопрос на сей счет, наш аксакал, с какой-то незатаенной теплотой, сказал: «Умар, мне повезло с педагогами в школе. Я учился у самого Магомед-Селаха Гадаева. Было это в конце 30-х – начале 40-х годов прошлого столетия».
Для нас, молодых журналистов, Басир Ахметович всегда был примером для подражания. Наше с ним знакомство состоялось очень интересно. На тот момент я находился на дипломной защите в Горском СХИ (Владикавказ). Естественно, временами я названивал (на переговорном пункте) своему юному другу, начинающему журналисту Рукману Усупхаджиеву.
На мой очередной звонок в трубке я услышал совершенно незнакомый голос. На мою просьбу попросить к телефону Рукмана, услышал: «Вы не туда попали. Здесь нет Рукмана. Это редакция.»
— Как нет? — удивился я.
— А Якиев работает у вас?
— И такого я не знаю, — невозмутимо послушалось в трубке.
– Пожалуйста, скажите, а Вы кем работаете там?
– Я здесь со вчерашнего дня — переводчик.
— Тогда все понятно — мы с вами коллеги! Меня зовут Умар. А Рукман — наш сотрудник. Он очень редко засиживается в кабинете. Совсем скоро мы все познакомимся. Я пока еще на защите дипломной работы. Рад был нашему знакомству. До встречи, Ваши!
Затем, частенько вспоминая тот эпизод, мы долго смеялись. И было все это так искренне и от всей души! Очень жаль, что мы не научились говорить нужные и правильные слова достойным людям при их жизни. Затем уже жалеем об этом…
Сегодня, когда многие ценности нашего национального менталитета не только утрачивают свой смысл и наполненность, все чаще вспоминаю, как он, не в форме назидания, а конкретными примерами утверждал в каждом из нас любовь к родному языку, обычаям, культуре, истории, традициям чеченского народа. Кто-кто, уж он-то, за свою жизнь, пройдя через все испытания, выпавшие на долю и народа, и своей семьи, хорошо знал, почем пуд соли и ценность прописных истин.
К примеру, такой штрих из его жизни: он никогда не позволял себе курить в кабинете. И на наше недоумение: «Ваши, ну что ты выходишь, здесь же можно курить?!», — он, чуть улыбаясь, отвечал: «Не привык нарушать традицию!».
А таких традиций в его жизни было много. И мы учились у него — и работать, и жить, и творить. Вся его жизнь была соткана из черных и белых полос. К большому сожалению, первых было куда больше, нежели вторых. Но, несмотря на все удары судьбы, Басир Ахметович не озлобился не только на людей, которые, порою могли предать в самую тяжелую минуту, но и на власть, обрекшую целый народ на жизнь в спецпоселении на долгие тринадцать лет с необоснованным ярлыком «враг народа».
Родился Басир Ахметович Абдрашитов 1 июля 1927 года в селе Бонай-аул Хасавюртовского района ДАССР. Еще до выселения чеченцев в Среднюю Азию и Казахстан юноша успел окончить «семилетку» в родном селе. В то время это считалось хорошим образованием. Именно по этой причине в местах поселения Басира против его воли назначают начальником ГСМ в совхозе.
Но не знал тогда молодой и не опытный Басир, что все это было сделано с далеко идущим прицелом. Вскоре все грехи его предшественника, русского по национальности, сваливаются на Басира — он уже из «врага народа» превращается в уголовника на долгие пять лет. Но и там, в местах не столь отдаленных, Басир остался верен себе и своим принципам.
В минуты откровения он рассказал мне такой эпизод из той жизни. Когда уже в казахстанских лагерях число осужденных приобрело огромное множество, Басира и с ним девять человек в холодную зиму высадили в густой тайге и поставили перед ними задачу: построить новые бараки для вновь прибывающих заключенных. Лютые морозы. Замерзшая земля, кирки, лопаты, воющие кругом волки, мизерный зэковский паек – вот весь арсенал, которым располагала лесная «десятка».
Но люди работали. Никому не хотелось погибать в этих лесах и стать пищей для волков и шакалов… Помогала вера во Всевышнего Аллаха, что справедливость когда-нибудь восторжествует. А Басир никогда не терял надежду вернуться с родными и близкими домой, на Кавказ, в Дагестан. В родной и любимый Аух. На землю своих предков.
Вскоре лагерь из нескольких бараков разросся в большую колонию со своей инфраструктурой: хозчасть – баня, пекарня, столовая, и Басир стал начальником всей этой службы. Дошло до того, что когда в лагерь приехала инспекторская проверка во главе с заместителем министра ВД Казахской ССР, генералом А. Волковым, он был удивлен увиденным. На вопрос генерала: «Как вам все это удалось?», — начальник лагеря ответил: «Это благодаря Борису» (так звали Басира на зоне – автор).
Тогда генерал А. Волков пригласил Бориса к себе и поручил начальнику лагеря: «По окончанию срока Басира Ахметовича отвезти к месту проживания в сопровождении специального офицера».
Так оно и случилось. Но до возвращения на Кавказ, к родным очагам было далеко. Судьба испытывала ни в чем неповинных людей. Но они не сломались. Выдержали. Выжили. Сохранились.
Поэтому до самого возвращения чеченцев Басир работал в мартеновском цеху сталеваром. Сами чеченцы, конечно, были очень рады своему возвращению в Дагестан, но власти республики и руководство на местах встретили своих земляков не очень-то радушно. Поэтому семья Абдрашитовых не смогла попасть в родной Бонай-аул и обосновалась в городе Хасавюрт, поселке Бальюрт.
В течение десяти лет Басир Ахметович честно и добросовестно трудился на станции «Хасавюрт» Северо-Кавказской ЖД, где прошел путь от рабочего до составителя поездов. Затем судьба забросила Б. А. Абдрашитова в многонациональный коллектив Хасавюртовского комбината хлебопродуктов. До самого ухода на заслуженный отдых Басир Ахметович был одним из передовиков производства в в/с «Хасавюртовский», где трудился кузнецом.
Человек с такой трудовой биографией и с большим жизненным опытом для коллектива нашей газеты в самом начале его становления пришелся как нельзя ко двору.
Сердце Басира Ахметовича перестало биться 1 января 1996 года уже прошлого столетия. Про таких говорят, что он не ушел из жизни, а просто перестал быть рядом с нами. Даже с этим я позволю себе не согласиться, ибо память о нем и его добрых делах жива в сердцах каждого, кто его знал и имел счастье работать рядом с ним.
Не важно, какую ты занимаешь должность. На мой взгляд, куда важнее быть Человеком. Ведь должность, карьера, деньги – это все приходящее. Всегда надо оставаться самим собой. И тогда тебя будут уважать и в семье, и в обществе!
Всегда надо помнить о том, что ПОРЯДОЧНОСТЬ не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости и в коварстве. Вот где истина жизни!
(Продолжение следует)