Наша газета всегда очень много пишет о работниках педагогического труда, об их учительской деятельности, успехах, заслугах. Человек, о котором пойдет речь, давно заслуживал того, чтобы оказаться на страницах одного из номеров «Нийсо». И я не раз предпринимала попытки это сделать. Но, в силу своей природной скромности, моя героиня раз за разом деликатно отвергала предложения интервью.
Зная, что в сентябре этого года у нее юбилей – ровно 30 лет педагогической деятельности, и на днях отмечается профессиональный праздник учителей, я оказалась настойчивее и на этот раз мне все же удалось добиться своей цели.
Итак – знакомьтесь: Муминат Ойсхоровна Арцаева, педагог с большим стажем работы и по совместительству моя бывшая одноклассница. Активистка, староста класса, всегда находилась в гуще школьных событий.
Уже тогда можно было предположить, что Муминат по окончанию школы выберет стезю преподавателя – она всегда была примерной ученицей, очень уважала своих учителей и как губка впитывала в себя все, чему они нас учили.
Конечно, выбирая это нелегкое дело, Муминат прекрасно понимала всю сложность данной работы, ведь от учителя не в меньшей степени, чем от родителей, зависит, как сложится судьба ребенка, насколько он будет развитым и полезным для общества.
Надо отметить, мы, десяток-другой одноклассниц, периодически видимся на разных мероприятиях и, взахлеб, перебивая друг друга, делимся историями из нашей школьной жизни, вспоминаем наших учителей и многое другое.
Что изменилось сегодня, почему с нынешними детьми особенно нелегко работать, плюсы и минусы деятельности педагога – эти и другие вопросы я не преминула задать Муминат.
— Ну, начнем с традиционного «О себе»…
— После 10 классов средней школы № 14 я поступила в Хасавюртовский педколледж и с отличием окончила его в 1994 году. С того же года стала работать учителем начальных классов в родной школе. Имею высшую квалификационную категорию. В этом году исполнилось 30 лет моего преподавания в школе.
— Ни на минуту не сомневалась, что ты выберешь профессию учителя…
— У каждого человека есть мечта. Искренняя, добрая, детская… У меня она тоже была – стать учителем начальных классов. Настоящим. С большой буквы.
Примером для меня являлась наша первая учительница Зулпа Абусупьяновна Аюбова – добрая, чуткая, внимательная, вместе с тем, требовательная и справедливая. Она была образцовым преподавателем, мне хотелось быть похожей на нее, а, значит, стать учителем!
— Какие трудности в работе современного преподавателя?
— Я считаю, что в работе учителя трудно все, потому что от его работы зависит, каким будет ребенок в школе. Сложности для нас сегодня – это изменения в системе образования, трудности в плане незащищенности учителей. Раньше авторитет педагога был высок, а сегодня он остался один на один со своими проблемами. Тяжело еще и в аспекте избытка отчетности, которой учитель перегружен. И, что немаловажно, уровень заработной платы оставляет желать лучшего.
Хочу подчеркнуть, что сегодня в школе трудятся только истинные патриоты, которые, не жалея себя, работают над собой, идут вперед и ведут за собой детей. Думаю, это своего рода подвиг в сегодняшних условиях образовательной деятельности.
— Какие качества, на твой взгляд, самые приоритетные в работе учителя?
— В первую очередь, он должен обладать компетентностью, аккуратностью, опрятностью, чувством юмора и, конечно же, любить и уважать детей.
— Мы были очень послушными учениками в школе. Что бы ты сказала о нынешних детях?
— Современные ученики, в отличие от детей предыдущих поколений, в некотором смысле «не пуганые», если можно так выразиться. То есть, некоторые не боятся учителя, могут позволить себе вольности, проявить агрессию к преподавателю. На мой взгляд, это вина родителей – если они без уважения относятся к педагогам, то и дети, как правило, следуют их примеру.
Еще у них сильно ослаб навык концентрации внимания, то есть, вроде бы они слушают тебя, но не слышат. Нынешние дети не признают авторитетов. Да, они непростые, но работать с ними можно, главное – уметь.
— Если возникает спорная ситуация «ребенок-учитель», чью сторону выберешь?
— Наверное, в зависимости от ситуации, а они бывают разные. Здесь главное – не ошибиться.
— Что бы ты сказала тем, кто намерен выбрать профессию учителя?
— Я бы посоветовала им хорошо подумать и ответить себе на вопрос: «А готовы ли вы посвятить всю свою жизнь этой работе, отдать сердце детям? Встретиться с трудностями, возникающими на этом пути? Любите ли вы детей – сегодняшних, непростых?».
Если да – удачи!
— Гордишься ли ты своей профессией?
— Несмотря на трудности, очень горжусь! Некоторые из моих родных советовали мне уйти из школы, выбрать другой род занятий, предполагающий более спокойное дело и лучший заработок. Но я не смогла, так как это не просто работа, а моя жизнь, призвание. И это вовсе не пафосные слова, а искреннее, чистосердечное признание!
— Что бы ты изменила в сегодняшней сфере образования?
— Однозначно, вернула бы систему образования советских времен и учебники, по которым учились мы. Освободила бы учителей от «бумажной» работы, многочисленных проверок, отчетности, семинаров, выборов, регистраций и многого другого. Повернула бы вышестоящее руководство «лицом» к учителю, оставила бы у него все основное время, чтобы он мог работать с детьми полноценно, а, значит, качественнее преподавать.
— Много ли у тебя учеников, которым интересно учиться?
— К сожалению, не могу похвастаться тем, что их много, но они есть. Меня очень радует, что среди моих выпускников – достойные люди, нашедшие правильную дорогу в жизни. Есть и «высокобалльники».
Подчеркну, что, несмотря ни на что, наши дети прекрасные, воспитанные, умные — в общем, лучшие!
— Ставишь ли ты отдельных учащихся на ступень выше остальных?
— Лично я люблю всех своих учеников одинаково и не делю их на какие-то категории. Они все хороши по-своему. Пусть не у всех большие успехи в учебе, но что-то другое у них получается лучше, чем у «хорошистов» и «отличников».
Уверена, каждый ребенок по-своему талантлив, и в нем надо уважать личность.
— Спасибо, Муминат, за интересную и содержательную беседу! С профессиональным праздником тебя!
P.S. Хотелось бы подчеркнуть, что сегодня учителя и учащиеся СОШ №14 находятся в очень тяжелых условиях уже четвертый год: так как своего учебного учреждения у них еще нет (идет строительство здания) – они «разбросаны» по нескольким разным школам нашего города, в которые приходится ездить на автотранспорте. Поэтому процесс обучения крайне сложен – устали и учащиеся, и учителя. Но они не теряют надежды, что в следующем году начнут работу с «чистого листа» в просторных, уютных помещениях новой родной школы.
Некоторые преподаватели были вынуждены уволиться из-за того, что не хватало классов, часов, учащихся, но хочется верить, что они вернутся и продолжат свою педагогическую деятельность на благо отечественного образования.
Айна БИБУЛАТОВА