26 апреля 2021 года исполнилось тридцать лет, как Верховный Совет РСФСР принял один из самых гуманных и демократичных законов нашего времени-«О реабилитации репрессированных народов». Его принятию предшествовали кропотливая работа многих авторитетных специалистов, он проходил множество разных экспертиз, комиссий, вызвал много дискуссий и споров, но благодаря титаническим усилиям людей, объединенных благородной целью реабилитации репрессированных народов нашей страны, закон был принят.
В преамбуле к Закону Верховный Совет РСФСР осудил произвол властей по отношению к целым народам и подтвердил их полную невиновность, признав противоправность политики, практиковавшейся на государственном уровне. Законом была восстановлена историческая справедливость: документ предусматривал для всех репрессированных народов Российской Федерации пять видов реабилитации, затрагивающих аспекты восстановления их политического, территориального, культурного и социального статус-кво, а также возмещения материального ущерба, причиненного со стороны государства при совершении незаконных репрессивных акций.
Ценность Закона о реабилитации в том, что в этом документе провозглашена политическая реабилитация «опальных» народов. Закон создал правовую базу для концептуального решения проблем реабилитации и национального развития репрессированных народов на государственной основе.
Считаю необходимым привести основные статьи Закона, чтобы мы могли с позиции сегодняшних дней рассмотреть и оценить, как на деле происходит реализация закона на примере отдельно взятых репрессированных чеченцев Дагестана, также подвергшихся депортации в те годы.
Статья 1. Содержит законодательное положение о реабилитации всех репрессированных народов и является основой для принятия правовых норм о персональной юридической реабилитации граждан, пострадавших в составе репрессированных народов.
В ст. 2 Закона дается общее определение репрессированных народов. Закон признал таковыми народы, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилось на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений. В соответствии с Законом под определение «репрессированные» попадают 15 народов, одиннадцать из которых были депортированы с территории Российской Федерации: корейцы, немцы, финны, калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, болгары и греки. В Среднюю Азию и Казахстан были также насильственно переселены четыре народа: турки-месхетинцы, курды, хемшилы и иранцы, населявшие территорию Грузинской ССР.
В соответствии со ст. 3 Закона политическая реабилитация репрессированных народов «означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения…». Правовой характер политическая реабилитация приобретает лишь тогда, когда репрессированному (народу и гражданину) возвращается то, что у него было отнято.
Статья 6 Закона касается территориальной реабилитации репрессированных народов. Следует особо оговорить, что под территориальной реабилитацией понимается возвращение депортированным народам их земель, незаконно отторгнутых в годы сталинского режима, т.е. возвращение под их юрисдикцию ранее принадлежавших им земель.
Процесс реабилитации репрессированных народов, несмотря на все принятые законодательные акты и практические меры, остается незавершенным, и растущее на этой почве недовольство целого ряда народов и этнических групп может стать источником серьезных политических осложнений, прежде всего на Северном Кавказе, где сосредоточено большинство этносов, пострадавших от репрессий и депортаций. Поэтому одним из наиболее острых вопросов регулирования национальных отношений остается правовое регулирование процесса реабилитации репрессированных народов.
В этой связи вызывает особое беспокойство ситуация с территориальной реабилитацией чеченцев, высланных в Казахстан и Среднюю Азию из Дагестана. Возвращение на родину для чеченцев превратилось в продолжающиеся по сей день бесплодные попытки восстановить в отношении себя историческую справедливость.
После выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года все чеченцы формально получили возможность вернуться домой. Однако руководство Дагестанской АССР решило внести в Указ свои коррективы, последствия которых, фактически, сказываются до настоящего времени очень негативно на ситуации в регионе. В то время, как чеченцы, высланные из Чечено-Ингушской АССР, пусть с большими сложностями, но возвращались в свои дома, то чеченцам Дагестана было разрешено поселиться в пяти районах нашей республики, территория же Ауховского района, колыбель и этническое ядро ауховцев, для них оставалась под строжайшим запретом. Таким образом, дагестанские чеченцы возвращались на историческую родину не как реабилитированные, а в качестве рабочей силы. Ауховцам пришлось селиться в своих родных селениях на равнине, дорога в предгорные селения — Ауховский район — была закрыта.
С момента принятия Закона о реабилитации и последовавшего в ходе его реализации решения Верховного Совета ДССР о восстановлении Ауховского района в границах 1944 года реабилитируемые чеченцы Дагестана, несмотря на самые сложные процессы, происходившие в нашем регионе, строго следовали и продолжают придерживаться линии на соблюдение законности в своих справедливых требованиях, полагая, что власти республики по достоинству оценят и приложат максимум усилий для скорейшей реабилитации репрессированных чеченцев. И если первые шаги руководства Дагестана внушали оптимизм и надежду чеченцам, с самых высоких трибун говорилось о кратких сроках переселения лакцев, согласившихся на переселение на новое место жительства и восстановления Ауховского района, то в последующем процесс восстановления конституционных прав реабилитируемых чеченцев перешел в долгоиграющую фазу и длится уже полные тридцать лет. За эти годы запущены программы по переселению лакцев на новое место жительства и возврату высвобождаемых домов их законным хозяевам – чеченцам, из государственного бюджета потрачены миллиарды рублей на образование нового территориального образования для переселяемых лакцев, но в силу разного рода причин и складывающихся обстоятельств эти процессы затягиваются, создавая тем самым взрывоопасную смесь из недовольства обеими сторонами темпами решения данного вопроса и периодически возникающих конфликтных ситуаций на этой почве. Мы были свидетелями, как обычный бытовой конфликт, благодаря умелым поджигателям, преследующим свои интересы, мгновенно приобретал межнациональную окраску и лишь благодаря мудрости и присутствию многовековых устоев братства и добрососедства между нашими народами удавалось погасить эти очаги противостояния. Общественная организация чеченцев Дагестана все эти годы безуспешно пытается донести до руководства республики, что каждый день промедления в решении этого острого и деликатного вопроса грозит непредсказуемыми последствиями в будущем. В республике сменилось уже несколько глав, каждый раз, с приходом в высокие кабинеты новых людей, у нас возникает надежда на скорейшее решение этой животрепещущей проблемы и всякий раз мы становимся очевидцами замыливания проблемы. Вот и сегодня в республике новый Глава, боевой генерал С.А.Меликов, известный своей решительностью и принципиальным подходом к решению самых сложных вопросов. В Управление по переселению лакского населения на новое место жительства и восстановлению Ауховского района при Правительстве РД назначен новый начальник, Г.Р.Султанов, с которым уже налажены первые рабочие контакты и начата определенная работа по оживлению процесса возврата домов репрессированным чеченцам, приостановленного в 2017 году, однако, чеченцы, наученные горьким опытом предыдущих десятилетий безуспешных попыток по восстановлению своих конституционных прав, и сегодня вполне обоснованно высказывают свои опасения по этому вопросу.
Каждый потерянный год является личной трагедией сотен очевидцев тех трагических событий, последние старики Ауха уходят из этой жизни, так и не дождавшись восстановления справедливости в отношении нашего многострадального народа. Сегодня, по прошествии тридцати лет с момента принятия Закона о реабилитации, мы не имеем не только восстановленного Ауховского района в границах 1944 года, мы не видим даже возвращения нашим селам своих исторических названий, не считая нескольких самых маленьких населенных пунктов. В подвешенном состоянии находится ситуация с двумя чеченскими селами Казбековского района Ленинаул и Калининаул (Акташ-Аух и Юрт-Аух), где из-за нерешенности вопросов по территориальной реабилитации репрессированных чеченцев периодически возникают конфликтные ситуации, грозящие в один момент взорвать наш и без того сложный регион. И мы вправе сегодня задать вопрос руководству республики – как долго нам еще ждать и что должно случиться, чтобы республиканская власть поняла всю серьезность и важнейшее значение для республики в целом скорейшего решения ауховского вопроса?
Мы, живущие сегодня, должны раз и навсегда закрыть эту трагическую страницу в истории нашего народа, ибо не имеем права передать своим потомкам наши сегодняшние проблемы, грозящие обернуться самыми непредсказуемыми последствиями завтра. Это в наших общих интересах, это в интересах нашего родного Дагестана.
Адам Мачаев.
Член Исполкома ДРООСРГО «АУХ»