…И появилась надежда

 В самом конце 2019 года Конституционным судом Российской Федерации от 10 декабря 2019 года №39-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с жалобами трех российских граждан, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и некоторых статей Закона города Москвы от 14 июля 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Об этом я анонсировал население еще в начале 2020 года, но, как мне показалось, информация осталась мало замеченной и не привлекла особого внимания.
Суть решения Конституционного суда заключалась в том, что противоречия указанных выше норм Закона и Конституции Российской Федерации выражались в той мере, в какой данные нормы в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в город Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам.
Как известно, признание КС РФ противоречия какого либо Закона основному Закону РФ – Конституции РФ, является основанием для его отмены, либо приведения его в соответствие с Основным Законом. Именно это и произошло со статьей 13 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», которая применяется с 2006 года и к Закону РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».
А теперь, говоря простым языком, понятным любому читателю, чем полезен данный факт для нас – репрессированных и высланных чеченцев из Дагестана?
Работая восемь лет в отделе восстановления Ауховского района, принимая ежедневно десятки и сотни реабилитируемых чеченцев, высланных из Ауховского (ныне Новолакского) района, после значительных усилий, добившись подписания акта о возврате земельного участка или домостроения переселившимся на новое место жительства по программе переселения лакской семьей, отдел стал свидетелем, как реабилитируемый гражданин и его семья годами не могла встать на регистрационный учет (прописаться) из-за чинимых препятствий органами местного самоуправления и паспортно-визовой службой. Сельские администрации не открывали (не открывают и по сей день) лицевого счета на возвращающегося в места своего исторического проживания лица, паспортная служба заявляет, что акт о возврате домостроения не является основанием для прописки и начинался многолетний «футбол», мячом, к сожалению, становился реабилитируемый чеченец, в то время, как переселенец получал новое жилье и фактически оставался хозяином старого. 
В Новолакском районе до сих пор больше половины из получивших акты о возврате старого дома или земельного участка не поставлены на учет, и, де-юре, не являются собственниками, казалось бы, возвращенного имущества. Я знаю десятки семей, возвратившихся на родину, снесших старые столетние домики, построивших новые современные дома (или освоивших возвращенные пустые земельные участки) и живущих до сих пор под чужими лицевыми счетами и платящих налоги под чужим именем. 
В период с 2012 года отдел вносил десятки проектов изменений в действующие нормативные правовые акты с целью выправить ситуацию в Правительство Республики Дагестан, но всемогущие лобби процесса переселения и наживы на нем, всячески, и не безуспешно, препятствовали их продвижению.
Как видим, помощь пришла со стороны. Москва и граждане А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайлова и Е.Б. Шашева помогли нам своим обращением в Конституционный суд.
10 июля 2020 года распоряжением Правительства Российской Федерации №1790-р в Государственную Думу Федерального Собрания внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Официальным представителем Правительства РФ при рассмотрении проекта палатами ФС РФ назначена Костарева Т.Ю. – статс-секретарь – заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации – инициатора проекта.
Законопроектом предусматривается, что в случае возвращения (при намерении возвратиться) на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей, в том числе выехавшие для воссоединения с репрессированным членом семьи, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации, независимо от срока их проживания в местностях и населенных пунктах, в которые они возвращаются (намерены возвратиться), места жительства, имущественного положения и наличия оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Будем надеяться, что внесенные изменения пройдут положенные процедуры и станут Законом, хотя, к сожалению, даже это в России пол-дела. Остальная половина – это реализация Закона, которая хромает у нас на обе ноги.

С надеждами на лучшее Султан Шавхалов.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля