О педагогах сказано и написано много. Они, без сомнения, этого заслуживают. Согласитесь, ведь одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. В дружном классе, где классный руководитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.
Ещё в школьные годы я задавал себе вопрос: «Почему молодые люди выбирают профессию учителя?». Потому что учителя для меня были, не постесняюсь сказать, почти как отец и мать. Ведь они — учителя, отдавали нам часть своей жизни. Это они вкладывали в нас свою любовь и заботу, ничего не требуя взамен. Именно от них мы получали ответы на все наши многочисленные вопросы, и не только по изучаемым предметам. Кто-то сказал: «Учитель — не профессия, а образ жизни…», сообразно которому он живёт, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя постоянно о школе: днём, вечером, ночью, и даже во время каникул. Учитель — это человек с большой буквы, с огромным, чистым и добрым сердцем.
Именно таким является человек, о котором я хочу рассказать. Это Али Шовхулмурзаевич Гехаев, который недавно отметил свой 80-летний юбилей, из которых почти 50 он отдал обучению и воспитанию детей. Должен заметить сразу, герой моего повествования мой родной дядя (мамин брат). И, к моему стыду, за 32 года своей журналистской деятельности я ни разу не писал о нём в своей газете. И вот, как говорится, восполняю этот пробел, благо, и повод самый серьёзный.
Судьба Али Шовхаловича, как его называли учащиеся и учителя в школе, была непростой. Родился летом 1941 года в селении Бонайаул Хасавюртовского округа Дагестанской АССР в рабочей семье Гехаевых Шовхулмурзы и Яхсат.
Он, как и многие его сверстники, разделил печальную участь своих соплеменников — чеченцев. Ему было всего три года, когда в суровую зиму 23 февраля 1944 года их семью вместе с другими сельчанами в одночасье лишили родных очагов, земли предков.
Мы сидим у него дома, в светлой и просторной комнате в с. Новолак (бывший Бонайаул Ауховского района.) После долгих мытарств и хождений «по мукам», ему всё-таки удалось через 70 с лишним лет вернуть свой отцовский полуразрушенный дом (точнее, то, что от него осталось), откуда его выселили маленьким ребёнком. Пришлось рядом построить новый дом.
Вот как вспоминает сам Али Шовхалович этот день и годы, проведённые на чужбине.
— Рано утром отец вывел из сарая баранов и коз, сказал, чтобы я их погнал до мечети (это недалеко от нашего дома) и вернулся домой. Что я и сделал. Дальше всё, как в тумане. Помню большое скопление людей, машины и холод. Нас, детей, в семье тогда было пятеро человек. Три старшие сестры: Забухалам, Разахалум, Махаржат, брат на 5 лет старше меня — Мухажир и я, самый младший в семье. Старшая Забухалам была замужем за фронтовиком Абдуллой Саиповым, вернувшимся с фронта после ранений. Они жили тоже неподалёку от нас.
В скотском вагоне, в котором нас везли, временами бывало холодно. Видимо, заканчивались дрова и нечем было топить «буржуйку». Но на коротких остановках иногда удавалось запастись дровами, которых хватало ненадолго. Наша семья попала в Кокчетавскую область Казахстана. Поселили нас в небольшом домике рядом с конным заводом. Завод поставлял лошадей для Красной Армии, тут же устроился на работу и отец. Он ремонтировал и изготавливал сёдла, хомуты, вожжи и подковы для лошадей. Мама занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. В 1947 году родилась младшая сестра Рукият. В этом же году наша семья тайно переехала в Акмолинскую область, Шартандинский район, село Кашке. Как только высадились с машины на краю села, отец сказал, что пройдётся по селу, посмотрит, живут ли тут наши родственники или односельчане, ну и где можно построить дом. Через некоторое время он вернулся, сообщил, что есть односельчане и приметил место, где можно застроиться. Это было небольшое село с двумя улицами всего в 4 км от районного центра Шартанда. На одной улице жили русские, на другой — чеченцы-аккинцы, чеченцы и ингуши из ЧИАССР. Но все мы называли себя вайнахами. Отец устроился на работу в колхозе, брат к этому времени пас овец. Основной отраслью колхоза было сельское хозяйство. Возделывали пщеницу, ячмень, рожь, овёс.
Сельская школа была малокомплектной. В первую смену обучались 1- й и 3-й классы, во вторую смену — 2-й и 4-й классы. Школа и контора располагались на улице, где жили русские. Неподалёку от нашего села протекала река под названием «Култун». Каждое лето мы пропадали на этой реке. Купались и ловили рыбу. Там водились сазан, окунь и щука, хотя наши матери и не жарили их. Может, и не умели. И мы свой улов отдавали котам. Кстати, вайнахи здесь собак не держали. А зимой в Акмолинской области было очень холодно, так как область расположена на северной части Казахстана. И всегда бывало много снега. Порою даже под сугробами и домов не было видно, только трубы, из которых шёл дым.
5 марта 1953 года умер Иосиф Сталин. Чувствовалось наступление долгожданной оттепели. Помню, как в 1954 году моя мама и наш односельчанин Абдулманап Шапиев поехали в Киргизию Ошской области с. Куршаб, где жили мамин брат Даша Бисултанов и брат нашего отца Шовхулгери Гехаев. Они провели там в гостях целый месяц. Маме очень понравился их климат. После её возвращения домой у нас в доме не было других тем для разговоров, кроме как о Киргизии. Мама днём и ночью твердила одно и то же: «Поедем в Куршаб, там тепло, много фруктов и овощей. В конечном итоге, отец сдался. Скот продали, а для пщеницы, которая у нас накопилась, мать сшила несколько десятков мешков, куда её и засыпали. Отец и Абдулмунап поехали на вокзал, наняли вагон, наполовину который заполнили нашим зерном, остальную половину заполнила семья Абдулмунапа. Тронулись в путь ранней весной 1955 года от станции Шартанда. В течении двух недель мы доехали до станции Карасу Ошской области. Там же выгрузили вагон и на машинах доехали до места назначения в Куршаб. Здесь же родители продали зерно и на вырученные деньги купили дом и корову с телёнком.
В Куршабе я пошёл в пятый класс (1955-1956 учебный год). А в 1958-1959 учебном году окончил 7-й класс. В октябре 1959 года наша семья вернулась в Дагестан. В свои родные дома нас не пустили. В них жили лакцы. Эту зиму наша семья прозимовала у дяди со стороны матери. Весной 1960 года начали раздавать земельные участки в заречной части города Хасавюрт для возвратившихся из мест выселения. Мы с отцом стали строить дом.
— Дядя, а когда Вы выбрали профессию педагога и что повлияло на Ваш выбор?
— В том же 1960 году я, без особого желания родителей, поступил в педагогическое училище г. Грозного, которое окончил в 1964 году. Не могу сказать, что я ночами грезил педагогикой. Но в ходе учёбы в училище, затем в институте и дальнейшей работы в различных школах, я всё больше убеждался, что это — моё. По окончании педучилища меня направили в школу села Нижний Герзель ЧИАССР, где я проработал три года. Затем пару месяцев я преподавал в СОШ №14 г. Хасавюрт, после чего меня направили работать в СОШ № 11 пос. Мичурина.
В 1966 году поступил в Чечено-Ингушский Государственный педагогический институт г. Грозного, который окончил в 1971 году. В том же году меня назначили заместителем директора по учебной части СОШ №11. А в 1980 году — инспектором школ ГОРОНО г. Хасавюрт. Надо сказать, работа в городском отделе образования была не из лёгких: постоянные выезды на различные мероприятия, семинары и т. д. Часто возвращался домой в полночь, иногда и под утро. А дома старые родители. Мама не ложилась спать, когда я возвращался поздно с работы, о чём я однажды рассказал нашему заведующему. И тогда меня назначили в 1984 году директором СОШ №9 г. Хасавюрт. А через пять лет (1989 г.) — директором СОШ № 11 пос. Мичурина. На этой должности я проработал до 2003 года. А с 2003 до 2012 года руководил филиалом вечерней школы. Вот уже 20 лет, как я на пенсии, и около десяти лет, как оставил педагогическую деятельность.
— Дядя, а если сравнить сегодняшние школы, образование, процесс учёбы, учебники, ЕГЭ, знания выпускников с советским периодом времени, контраст большой?
— Я отдал школе без малого 50 лет. И это немало. Вопрос, конечно, непростой, но и на него можно ответить. Начнём с культуры в школе, т.е. поведения учащихся. 40 лет назад в школах не знали случаев хамства между учеником и учителем. А сегодня? Мы видим, как по ТВ нам рассказывают о постоянных конфликтах между учениками и учителями. В советской школе учитель считался действительно наставником, к нему относились с уважением не только ученики, но и соседи, знакомые. Во-первых, это воспитание детей и их отношение к учёбе. А отношение к учёбе зависит от системы образования. Она сегодня построена таким образом, что в начальной школе больше 50% домашней работы делают родители. Отсюда и складывается у родителей мнение об учителе, который задал такой материал на дом. Хотя, учитель всё делает, согласно программе, утверждённой «свыше». В советской школе учили детей сначала читать по слогам, потом составлять небольшие предложения, далее читать уже предложения. Сейчас считается, будто ребёнок должен приходить в школу уже со знаниями, а если таких знаний не дали в детском саду или родители, то школьник начнёт отставать по программе уже в первом классе. А дальше — больше. В советской школе выпускные экзамены сдавались по всем предметам. Какие-то сдавались устно, по билетам, а какие-то письменно (русский язык — сочинение, математика). Сегодня образование представляет нам систему ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. На первый взгляд, отличий особых нет. И изначально ЕГЭ создавалось для того, чтобы любой ученик, независимо от бюджета семьи, мог поступить даже в самые лучшие ВУЗы страны. А в итоге получаем обратное. Сегодня мы видим, какие специалисты приходят на смену старому поколению. Я говорю о врачах, педагогах а также специалистах многих других профессий, об их профпригодности. Да, сейчас времена изменились, меняются правила, отношение людей к окружающему миру. Обесценились такие понятия, как добропорядочность, справедливость, взаимоуважение, любовь к ближнему и ответственность. Все эти понятия настоящие учителя в процессе своей нелёгкой работы и пытаются привить учащимся школ. Если сумеем вернуть эти ценности, я думаю, наша жизнь изменится в лучшую сторону.
— Буквально на днях для всех учащихся общеобразовательных учреждений прозвучит первый звонок и 1 сентября начнутся школьные занятия. Что бы Вы хотели пожелать в этот день коллегам?
— Во первых, поздравить с Днём знаний! Профессия учителя — одна из самых почётных, уважаемых и ответственных в нашей стране, вы учите ребят добру и справедливости, чести и достоинству, помогаете творчески мыслить и принимать самостоятельные решения. Ваше профессиональное мастерство, теплота сердец и душевная чуткость помогают детям поверить в себя, воплотить в будущем самые смелые и современные идеи. Спасибо вам за ваш талант, верность профессии и искреннюю любовь к детям! Пусть этот осенний день будет освящён солнечными улыбками ваших учеников, наполнен поздравлениями и благодарностью учащихся и их родителей, выпускников и друзей. Желаю вам творческого вдохновения, успехов, крепкого здоровья, добра и благополучия!
Али Шовхалович награждён многими грамотами от ГУО.
В 2001 году присвоено звание «Заслуженный учитель Республики Дагестан». Женат. С супругой Залпой вырастили и воспитали дочь и трёх сыновей. Все окончили ВУЗы и работают по своим специальностям. Дочь Зайнап — врач-инфекционист, старший сын Умар пошёл по стопам отца, преподаёт в СОШ №11. Двое других сыновей, Тимур и Тагир, занимаются бизнесом.
Мне хочется от души поздравить своего дядю с 80-летним юбилеем — возрастом мудрости, ума и богатого познания. Пусть каждый день оставляет тепло на душе и будет счастливым. Пусть забота близких и родных людей окрыляет и дарит новые силы и эмоции. Пусть на душе всегда будет спокойно и тепло, а разум остаётся таким же светлым и проницательным. Вы являетесь примером для подражания для всех нас.